Техническое творчество через геймификацию

Сегодня наш собеседник – эксперт направления «Ракетостроение»  «Космической программы «Сириус-2021», студент Самарского национального исследовательского университета им. Академика С.П. Королёва Антон Полтораднев.

— Антон, вы один из самых молодых специалистов на этой космической программе. Вам это мешает или помогает в работе?

— Скорее, помогает. Хотя сам бы я себя специалистом не стал называть. Пока я просто делюсь с ребятами тем, чем плотно занимаюсь последние годы. Преподаю в самарском центре для одаренных детей, подобному вашим «Антаресу» и «Солнечному городу». В Самарском университете руковожу студенческим конструкторским бюро.  Мы уже набили руку со студентами на вещах, которые теперь здесь делаем со школьниками. Разработка образовательных программ, студенческих экспериментальных ракет, школьных атмосферных зондов, участие в международных мероприятиях типа C-space, во всероссийском проекте «Воздушно-инженерная школа» — все это дало нам право и возможность быть частью «Космической программы «Сириус-2021».

Возможно, плюс возраста в том, что мы сами еще учимся, и можем понять, какие подходы лучше использовать в преподавании. Кроме того, ребята видят в нас наставников, а не педагогов, перед которыми испытываешь мандраж. 

— Между вами и вашими подопечными разница в 5-6 лет. Вас уже можно отнести к разным поколениям?

— Думаю, да. Казалось бы, всего несколько лет. Но перемены в космическом образовании значительные! Например, у меня — выходца из провинции — таких серьезных возможностей не было. Про финансы и говорить нечего — это на порядки больше, чем еще пять лет назад. Что важно — информационная повестка сейчас намного шире. И если раньше это были олимпиады больше теоретического характера, то теперь уникальные возможности поучаствовать в реальной проектной деятельности с запусками ракет, спутников.

Это открывает дорогу молодым ребятам. Например, сейчас в нашем направлении двое ребят, которые прошли через школу «Дежурный по планете». Буквально год назад они были участниками, а теперь уже по другую сторону, в роли помощников экспертов.

— Наверное, у такой молодой команды и стиль работы молодежный?

— Разработчики направления — Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королёва, студенческое конструкторское бюро RocketLAV и Центр молодежного инновационного творчества «АКВИЛ». И наши команды работают в новом формате — техническое творчество через геймификацию. Участники получают легенду и примеряют на себя роль космического агентства, выполняющего заказ на создание жизненного цикла изделия ракетно-космической техники.

Трансформация в игровую форму – это просто обертка. Техническая задача от этого не меняется. Например, мы запускаем ракеты с банкой кваса… Зачем? А если мы представим, что виртуальная аэрокосмическая компания заказывает у вас, чтобы эту банку кваса запустили. Естественно, это просто забавная легенда. Тем не менее, когда мы разбираем все это в подобной игровой форме, абстрактная техническая задача преображается, презентация становится более интересной и понятной.

А в современном мире очень важно презентовать себя – это уже история из области менеджмента. И презентацию всегда оценивают, с одной стороны, инвесторы, с другой – технические специалисты. И, кстати, мнения их не всегда совпадают.

Алена Мякинина