Сегодня наш собеседник — руководитель отдела развития инженерно-методической компании «Образование будущего», эксперт направления «Прикладные космические технологии – научные эксперименты» Илья Овчинников.
— Илья Вячеславович, как должны были проявить себя ребята, чтобы стать участниками вашего направления?
— Разработчики нашего направления — инженерно-методическая компания “Образование Будущего” и Сколковский Институт Науки и Технологий – проводили многоступенчатый и сложный отбор.
Школьники решали задачи, тесты, слушали наши лекции, работали в программах, участвовали в региональных сменах. Те, кто оказался в итоге на «Космической программе «Сириус-2021» — это, действительно, лучшие.
Здесь команды разрабатывают проекты космических миссий с научно-исследовательскими задачами, реализуемые на базе сверхмалых спутников современного формата CubeSat. Лучшие разработки будут рассмотрены для реализации в рамках настоящей космической миссии “Рой Малых Космических Аппаратов” и программы поддержки команд школьных космических аппаратов “Space π”.
— Финалом проектов вашего направления станет запуск спутников в стратосферу. Расскажите об этом.
— По задумке, с помощью гелиевого огромного шара спутники поднимаются на высоту до 30 км. Шар лопается и под куполом парашюта кубсатыопускаются на землю. В момент, когда спутники поднимаются в стратосферу, и должны работатьэксперименты. Это испытание в агрессивной среде, где на спутник и на его начинку действуют низкая температура до -50 градусов, нагрев солнца, колебания, разряженная атмосфера, пониженное давление. Кому-то будет важна невесомость, кому-то вакуум…
Внутри направления четыре команды, и у каждой – своя история.
Одни продумывают, как будет проходить процесс брожения с возможностью получения спирта. У них есть гипотеза, что в космосе из дрожжей можно будет получать спирт ииспользовать в качестве топлива. Ребята ставят датчики газа, разрабатывают реактор, где это всепроисходит, и т.д.
Другая команда с помощью камер, фильтров будет проводить съемку серебристых облаков и озонового слоя, с помощью разного спектра определять его состав, сохранять эти файлы, обрабатывать и анализировать результаты уже на земле.
Третьи экспериментируют с маленькими двигателями на сжатом холодном газе фреоне. Ребята отрабатывают, как происходит вращение, ориентация и пр.
И еще одна команда, которая поставила перед собой, пожалуй, самую смелую из всех смелых задач внутри нашего направления. Ребята сварили стальную коробку, в которой будет находиться теплоизоляционный материал, в нем — жаропрочные колбы, в них — пластинка с медью. Нагревая вольфрамовую нить с помощью питания, добавляя газ, ребята планируют на медной пластинке получить графен. А смелость, кроме всего прочего, в том, что внутри спутника планируется поднимать температуру до 1000градусов. Риск очень велик. Спутник просто может выйти из строя, детали начинки расплавиться. Но и результаты при благополучном исходе могут оказаться важными на молекулярном уровне.
— Зная о возможном неблагополучном исходе, вы тем не менее не препятствуете ребятам?
— Мы здесь не гасим фантазию детей. Да, конечно, мы проверяем их проекты на адекватность на этапах подготовки. Только и всего. Космическая программа важна еще и тем, что на ней ребята столкнулись с реальной жизнью. Например, наши подопечные, кроме самой идеи, описания проекта, готовили смету, описывали оборудование. Это,пожалуй, самый правильный и логичный процесс проектирования и разработки чего бы то ни было. Мало придумать. Надо столкнуться с некоторыми проблемами, как то – не все вовремя может приехать, с вопросами подрядов и субподрядов и т.д. Со всякими жизненными трудностями, которые реально могут возникнуть на заводе, предприятии. Здесь ребята учатся решать не только научные и технические задачи, но и чисто житейские. А это порой не менее важно в нашем деле.
— Вы не первый год работаете с талантливыми детьми. Приходилось ли вам наблюдать, что ученики превосходили своих учителей?
— Может, и не превосходили, но точно удивляли. Эксперт или член жюри должен быть готов к тому, что ребята прокопали выбранную тему гораздо глубже. И так часто бывает. И вот тогда это и хорошо! Не скрою, что и я оказывался в подобных ситуациях.
Например, несколько дней назад, наши дети прорабатывали вопрос съема высокотемпературных датчиков и общались по этому поводу с вашими местными специалистами Алием Шокаровым и Идаром Хацуковым. Я стоял, слушал, вникал в ходих мыслей – и будто получал второе высшее.
Но, конечно, перехвалить тоже нельзя. Бывают дни, что ребята такое начинают делать… Иногдасамоуверенность и смелость их подводят, а иногда,наоборот, приводят к нетривиальным решениям. Поэтому с детьми всегда интересно работать.
Алена Мякинина