Сегодня мы беседуем с руководителем проектного офиса «Дежурный по планете», ведущим инженером НИИ механики МГУ имени М.В. Ломоносова Антоном Рогачевым. 

— Антон Александрович, вы не раз подчеркивали, что в основе «Космической программы «Сириус-2021», равно как и в комических технологиях в целом, лежит командный принцип. Значит ли это, что творческим индивидуальностям и честолюбивым юным гениям здесь не место?

— Вовсе нет. Мы как раз ищем звезд. Но коллективный труд высококлассных специалистов в космических технологиях актуален, пожалуй, как нигде. И если «звезды» не сумеют договориться между собой, то это чревато провалом. В космосе слишком велика цена ошибки, а у вас только один шанс испытать свое изделие в реальных условиях.

— И сейчас любой школьник знает Циолковского, Королева, Гагарина… Но все этиимена из славного прошлого нашей страны. Неужели нет сейчас личностей, которые могли бы стать символом, иконой российских космических технологий? Например, как Илон Маск в штатах?

— Тут вот в чем дело. Сейчас наша страна борется за восстановление своего авторитета в космических технологиях. У штатов прорывной этап, им нужно удерживать свои позиции. 

У нас огромное количество классныхспециалистов. Но быть крутым инженером и быть медийной личностью не одно и то же. Например, есть в Перми такой закрытый завод «Искра», производящий твердотопливные двигатели. И вот один работник, ему за восемьдесят, – это уникальный кладезь специальных знаний! Но у него просто нет ни сил, ни желания быть медийнойличностью. А между такими, как он, и современной молодежью, которая очень талантлива и рвется в бой – огромный водораздел, пустота. С одной стороны, мы владеем старыми и очень надежными технологиями, безотказно работающими до сих пор. С другой – пришла пора делать что-то новое. И вот история с нашей космической программой как раз про это. 

У нас медийная личность, которая привлекает к себе внимание – Дмитрий Олегович Рогозин. И тут не так уж важно, ты ученый, инженер или космонавт. К слову, конструктор Королев со временем тоже стал менеджером. Он первым сказал, что стране нужны заводы с большим количеством людей, чтобы строить ракеты, потому что стоимость одного пуска – стоимость целого города.

— В программе участвуют школьники 8-11 классов. Возможно ли в таких молодых людях разглядеть будущего гения?

— Возможно. И все же это не главная наша задача. Нам важен не столько результат, сколько процесс. Мы должны заинтересовать детей. Полагаю, что кто-то придет сюда, рассчитывая на преференции при поступлении в технические вузы, или стремясь заработать дополнительные баллы к ЕГЭ. Но в процессе полюбит космические технологии и поймет, что только с этим хочет связать свою жизнь. И такие примеры мы уже видим. Есть ребята, которые целенаправленно третий год приезжают на программу, потому что без этого уже не могут. У них появляется тот адреналин, без которого нельзя инженеру космических технологий.

У наших участников программы совсем другие задачи, нежели у тех, кто в советское время занимался авиамоделированием. Прежде повторяли ракеты – это была дотошная, скрупулезная конструкторская работа одного человека. А сейчас мы с детьми делаем системы вывода спутника. Наша задача, чтобы ракета была стабильная, у нее были усовершенствованные аэродинамические характеристики, чтобы она решала какую-то задачу. И здесь нужны механики, электронщики, программисты, которые будут понимать по полету ракеты, что с ней делать. 

— Участие в космической программе предполагает наличие знаний в самых разных точных и технических науках, в том числе и прикладного характера. Значит ли это, что школьники из провинции, где отсутствуют технопарки, специальные образовательные учреждения, подобно «Солнечному городу» и «Антаресу», принимающих в этом году программу, не смогут пройти отбор?

— Думаю, это не должно стать проблемой. Ведь при отборе больший упор делается на теорию и дистанционные задачи. А для этого нужен просто компьютер. Сам робот не обязателен, достаточно симулятора. Ну, а компьютер есть в каждом доме, во всяком случае, в школе, я на это очень рассчитываю. Участники приходят к нам с теорией, а уже на очных мероприятиях мы добавляем элементы механики, электроники и т.д., а команда соединяет эти компетенции.

Да, конечно есть объективная проблема, когда в школах на уроках информатики могут преподавать Word, Exсel…. С этим нужно что-то делать. Например, преподавателям повышать свою квалификацию, изучать современные языки программирования. 

— Как вы относитесь к расхожему обывательскому мнению о том, что не стоит тратить такие гигантские средства на изучение космоса, когда на Земле столько нерешенных проблем?

— Отвечая на этот вопрос, можно уйти в философию, а можно привести конкретныежитейские примеры. Ведь многие вещи, созданные для космоса, потом начинают использоваться на Земле. Самый банальный пример – солнечные батареи. Опять же, телевидение, связь, GPS ни у кого не вызывают вопросов. Это вполне утилитарные  технологии, работающие для Земли.

Но все-таки, когда мы поднимаем голову в небо, то не думаем о его «практической значимости». Исследования  галактик, черных дыр, звезд, планет, возникновения Вселенной – это не в последнюю очередь делает нас  людьми. 

Один японский ученый сказал: «Все, что я делаю, возможно, кому-нибудь пригодится лет через двести». А что касается чисто прикладных вещей, наши юные инженеры делают уже сейчас.

Например, на прошлогодней «Космической программе «Сириус-2020» была вполне себе утилитарная работа с использованием космических технологий. Ребята с помощью спутникового оборудования обнаружили несоответствие заявленных в документах свалок и реальных свалок. Были написаны письма в соответствующие структуры по этому поводу, проведены проверки.

— В этом году в Нальчик приехали авторитетные специалисты космической отрасли, привезено огромное количествооборудования. Очевидно, что речь идет о солидных финансовых вложениях.

— Да, «Космическая программа «Сириус-2021» и проект «Дежурный по планете — это очень дорогостоящие мероприятия в плане организации, логистики. Спасибо лично советнику генерального директора Фонда содействия инновациям Ивану Бортнику и всем нашим партнерам, которые вкладывают такие серьезные ресурсы. И материальные, и человеческие.

Здесь с детьми работают эксперты, которые реально создают современные космические технологии, инженерно-образовательное и промышленное оборудование.

Все эти усилия проистекают из понимания того, что нам нужна новая смена. Мы пропустили как минимум одну технологическую революцию. И теперь наша задача — увидеть вовлеченных детей с горящими глазами, которые не будут думать, что все уже есть в коробочке в виде телефона.

Алена Мякинина

Организаторами  «Космической программы «Сириус-2021» — финала проекта «Дежурный по планете» — выступают Фонд содействия инновациям, Фонд «Талант и успех», Сколковскийинститут науки и технологий, Госкорпорация«Роскосмос», Кружковое движение НТИ. Партнеры программы — высокотехнологичные компании «Лоретт», «СКАНЭКС», «VoltBro», «Спутникс», «Образование будущего», ООО «Лаборатория геоинформационного прогнозирования опасных гидрометеорологических явлений», НИУ ВШЭ, Самарского национального исследовательского университета имени академика С.П.Королева, Санкт-Петербургский политехнический университет.

от admin15

WordPress Lessons