«Большая перемена» в Солнечном городе

В марте дан старт всероссийскому конкурсу для старшеклассников «Большая перемена». Он организован для тех, кто хочет проявить себя, готов меняться и менятьмирклучшему.
В отделе научно-исследовательской и конструкторской работы детской академии творчества «Солнечный город» обучаются увлечённые наукой дети. Ими была выбрана траектория «Создавайбудущее», в которой они могут продемонстрировать свои компетенции в научных и инженерных проектах, отвечая наважныевопросы.
Цель «Большой перемены» – научиться решать серьёзные задачи в различных областях, быть услышанными.

– Технологический прогресс не стоит на месте. С каждым днём происходит усовершенствование цифровых технологий, что позволяет использовать новшества в различных сферах жизни человека, – рассказала  заведующая отделом научно-исследовательской и конструкторской работы детской академии творчества «Солнечный город» Эляна Науянис. А что они представляют собой и каким образом делают жизнь лучше, предстоит разобраться каждому участнику на конкурсных этапах.

В данный момент конкурсанты работают на этапе«Командное состязание». После этапа – «Представь себя», где каждый рассказал о своём, уже существующем проекте, определились победители, которые стали капитанами команд,  сформированных из единомышленников.

Каждая команда имеет структуру из двух контуров. Внутренний включает в себя команду учащихся и педагога-наставника, внешний – эксперты, с которыми можно проконсультироваться и обеспечить экспертизу своего проекта. В рамках внутреннего контура согласованы консультации с учёными и специалистами вузов, НИИ и предприятий РФ и КБР в режиме ВКС и очно.
На этапе командного состязания были сформированы три команды из обучающихся и педагогов отдела научно-исследовательской и конструкторской работы академии «Солнечный город» из школ Нальчика и районов республики. Каждому члену команды отведена определённая роль – капитана, инженера, физика, аналитика, программиста,дизайнера и т.д.
На этом этапе конкурсными кейсами стали «Интеллектуальный помощник на АЭС», «Беседы с Аланом Тьюрингом» и «Аддитивные технологии».

Конкурсанты с головой погрузились в работу над выбранными заданиями, ставшими по-настоящему творческими и научными проектами. Их комментарии в процессе работы конкурса – яркое тому подтверждение:
«Большая перемена даёт возможность всем юным исследователям без исключения попробовать проявить себя в новых направлениях, в частности, возможность использования искусственного интеллекта   на АЭС, развивая свои способности.Совместное решение задачи с повышенным уровнем сложности с наставником и членами команды сделали конкурс еще привлекательнее. Организаторы проявили профессионализм высокого уровня. С нетерпением ждём начала следующего этапа» – рассказал  капитан команды, инженер-исследователь кейса «Интеллектуальный помощник на АЭС» Руслан Швырков.
«На данный момент мы занимаемся проектом, связанным с прототипированием и построением на 3D принтере отдельных узлов ракет и летательных аппаратов. Мы выбрали этот проект, так как современные технологии 3D прототипирования имеют большое значение в техническом творчестве юных конструкторов, как на этапе поиска новых идей, так и при непосредственном изготовлении моделей ракет. При подготовке проекта изучена история создания прототипа, характеристики и технические особенности конструкции. На основании этого были созданы чертежи, составлена конструкторско-технологическая документация для изготовления модели. В результате были произведены необходимые расчёты для выполнения устойчивого полёта модели ракеты, изготовлены два образца модели, улучшены данные полётных испытаний, а также подтверждены расчётные данные для выполнения устойчивого полёта модели ракетоносителя «Вулкан» – поделился впечатлениями  капитан команды кейса «Аддитивные технологии»МухаматУльбашев.
«Большая перемена для нас это не только возможность получения дополнительного опыта командной работы, но и изменения нашего сознания в отношении к окружающему миру, формирование планетарного мышления. Наша команда занимается разработкой научно-познавательной игры «Беседа с Аланом Тьюрингом» в режиме ВКС. За это время мы прочли и провели анализ литературных источников по данной теме, разработали сюжет и сценарий тематической игры. В процессе работы возрастали эрудиция и фантазия каждого участника, при этом главным достижением для нас и для меня лично является повышение коммуникативных навыков, чему способствовала работа в команде» – подчеркнул  капитан команды, дизайнер, физик кейса «Беседы с Аланом Тьюрингом»Джамбулат Балкизов.
«По нашему мнению, искусственный интеллект нужен АЭС для контроля безопасности, устранения и предупреждения вероятных ошибок управления, связанных с человеческим фактором. Для этого мы разработали идеи, как роботизировать режим управления реактором, который бы позволял контролировать размножение и замедление нейтронов, увеличить эффективность инспекционных проверок целостности ядерных реакторов за счёт применения искусственного интеллекта. Как внедрить элементы нейронной сети с использованием машинного зрения для контроля применения средств индивидуальной защиты рабочего персонала, а также предупреждать ситуации приближения и проникновения беспилотных аппаратов и посторонних людей» – отметил член команды «Возможность использования искусственного интеллекта наАЭС»АртурПолуюхта.
«В течение года мы участвовали в международных и всероссийских конференциях в очном и дистанционном режимах. Всероссийский конкурс «Большая перемена» предполагает работу в команде в различных направлениях и номинациях. Отрадно, что каждый участник команды может проявить свои способности и взять на себя определённую роль в деловой интеллектуально-творческой игре» – рассказал учёный, аналитик и изобретатель Тамирлан Нагоев.

«Нашей задачей было обоснование возможности использования искусственного интеллекта в различных областях науки и техники. С этой целью мы разработали 2 сценария научно-познавательной игры «Путешествие вместе с Аланом Тьюрингом», создали программный продукт для решения основной задачи проекта. Вместе решая поставленную задачу, мы развиваем инженерное мышление, конструкторско-технологические навыки и решаем проблемы раннего профессиональногосамоопределения» — поделились сценарист, аналитик и программист Владислав Шабазов  и, программист Максим Прокудин (кейс «Беседы с Аланом Тьюрингом»).