Денис Голиков: «Творчество выходит здесь на первый план»

Сегодня наш собеседник – эксперт направления «Terra Notum – Современное спутникостроение», методист ООО «Спутникс» Денис Голиков.

— Денис Владимирович, сейчас где-то в космосе летают два спутника, сделанные школьниками на летней смене в ОЦ «Сириус» вСочи. Расскажите, пожалуйста, об этомподробнее.

— Если быть точным, то эти спутники уже сошли с орбиты, проработав в космосе два с половиной года. Это были два спутника «Сириус-Сат-1» и «Сириус-Сат-2». Школьники сами собрали их, спаяли, запрограммировали, откалибровали датчики, протестировали на стенде полунатурного моделирования. Затем космический корабль «Прогресс» доставил спутники на Международную космическую станцию, и во время выхода в открытый космос 15 августа 2018 года космонавт Олег Германович Артемьев запустил ихв космос.

Эти аппараты предназначены для исследования космической погоды: солнечных вспышек, геомагнитных бурь и прочих явлений, связанных с воздействием солнечной активности на Землю.Кубсаты подсчитывают космические частицы высоких энергий, а информацию передают в НИИ ядерной физики МГУ, который размещает ее на сайте swxdev.sinp.msu.ru. Любопытно, что во всем мире такие спутники делают, в основном,студенты. А вот в России — школьники. Это говорит и о высоком интересе наших детей к космосу, и о новых возможностях дополнительного школьного образования.

— И все же только знаний и умений недостаточно. Спутники, пусть даже малыши-кубсаты дорогое удовольствие, не говоря уже об их запуске в космос.

— Конечно, для одного человека это дорого, но для учебного заведения, тем более специализированного, с хорошим финансирование – вполне доступно. Кубсаты стоят 2-5 миллионов рублей. А современные специализированные школы и образовательные центры выделяют по сто миллионов на робототехнику и спецоборудование.Так что они вполне могут себе это позволить. При этом не обязательно начинать знакомство школьников с настоящих кубсатов, стартовать можно со школьного конструктора спутника ОрбиКрафт-3D, стоимостью менее 300 тыс. руб.

Кроме того, «Роскосмос» ежегодно дает возможность школьникам и студентам сделать 12 бесплатных запусков на орбиту, в 2018 году мы как раз и воспользовались этой возможностью.

И потом, большое количество вузов и компаний, связанных с космическими технологиями, реализуют сейчас образовательные миссии. Так, наше направление разработали и курируют Национальный исследовательский университет “Высшая школа экономики” и компания “Спутникс”.

— Какую задачу вы ставите перед школьниками в этом году на «Космической программе «Сириус-21»?

— Ребята должны создать аппарат, способныйориентироваться в пространстве, определяянаправление солнечных лучей и вектора магнитного поля, а также менять положение аппарата в пространстве с помощью маховика. Чтобы все это осуществить, участники нашего направления должны обладать знаниями в самых разных областях — программировании, конструировании, 3d-моделировании, уметьпроводить физические расчеты. Помимо базового функционала аппарата, будет реализована система энергопитания с автоматизированным наведением «солнечных батарей» на имитатор Солнцабуквально из подручных средств.

— Есть ли в ваших заданиях местотворчеству?

— А как же! Творчество выходит здесь на первый план. Мы просто сказали детям: «Сделайте солнечные батареи, которые будут наводиться на Солнце». А как это сделать — это они должныпридумать сами. Школьники делают креплениясервоприводов и датчиков, паяют систему питанияи управления. Впоследствии удачные конструкции можно будет применить в космосе уже на реальных спутниках.

Ведь способов решения одной и той же задачи много, и каждая команда внутри нашего направления выбрала свой.