Всероссийская образовательная смена «Космическая программа Сириус — 2021»

ГБОУ «Детская академия творчества «Солнечный город» Министерства просвещения, науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики открывает двери участникам «Космической программы «Сириус-2021».

 

«Космическая программа «Сириус-2021» будет реализована с 10 по 25 марта в г.Нальчике на базе Регионального центра выявления и поддержки одаренных детей в области искусства, спорта, образования и науки «Антарес», структурного подразделения ГБОУ «ДАТ «Солнечный город» Минпросвещения КБР. 

«Космическая программа «Сириус-2021» является финалом программы «Дежурный по планете», объединяющей технологические конкурсы и проекты для школьников в области космических исследований и разработок.

В результате строгого отбора участниками финальной Космической программы «Сириус-2021» стали 130 юных исследователей из 39 субъектов Российской Федерации. Теперь ребятам предстоит командная работа и защита проектов. Более 40 авторитетных экспертов будут курировать, консультировать участников и помогать им в проектной деятельности по следующим направлениям (конкурсам):

Прикладные космические системы – Научные эксперименты

Космическая робототехника – Роверы

Делаем станцию приема данных в L-диапазоне с метеорологических спутников своими руками

Цифровой лесничий

Космическая автоматическая идентификация объектов и искусственный интеллект

Terra Notum (Предусматривается участие в двух секциях: «Современное спутникостроение» и «Геоинформационные системы и технологии»).

 

Организаторами программы выступают Фонд содействия инновациям, Фонд «Талант и успех», Сколковский институт науки и технологий, Госкорпорация «Роскосмос», Кружковое движение НТИ. Партнеры программы — высокотехнологичные компании «Лоретт», «СКАНЭКС», «VoltBro», «Спутникс», «Образование будущего», ООО «Лаборатория геоинформационного прогнозирования опасных гидрометеорологических явлений», НИУ ВШЭ, Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П.Королева, Санкт-Петербургский политехнический университет, Министерство просвещения, науки и по делам молодежи КБР.

 

  • Закрытие «Космической программы «Сириус-2021»

    24 марта 2021 г. в МБОУ «СОШ №33»состоялось торжественное закрытие «Космической программы «Сириус-2021».

    130 школьников из 39 субъектов Российской Федерации объединились в команды по 8 направлениям и реализовывали проекты под руководством экспертов российской ракетно-космической отрасли.

    Ребята должны были справиться не только с поставленными технологическими задачами, но и научиться работать в команде, понимать и доверять друг другу, уважать и признавать значимость товарищей.

    На церемонии закрытия с поздравительной речью выступили министр просвещения, науки и по делам молодёжи Анзор Езаов и руководитель проектного офиса программы «Дежурный по планете» Антон Рогачев.

    «Не могу не сказать о значимости проведения подобных программ в регионах. Это дало нам импульс для дальнейшего развития, возможность увидеть изнутри организационные процессы, наладить партнерские отношения и определить перспективы дальнейшего сотрудничества в области космических исследований, космонавтики, авиации, двигателестроения и робототехники» — отметил Анзор Езаов.

    «Сегодня Нальчик стал местом встречи талантливых школьников. Здесь собрались сильнейшие! Вы все – победители и уже заслужили признание!» — с гордостью сказал Антон Рогачев.

    Прошли 15 дней, которые запомнились яркими эмоциями, переживаниями и духом конкурентной борьбы.
    Прозвучали имена победителей и призеров.
    Мы поздравляем всех участников «Космической программы «Сириус-2021», желаем новых побед и свершений!

    Организаторами программы «Дежурный по планете» выступают Фонд содействия инновациям, Фонд «Талант и успех», Сколковский институт науки и технологий, Госкорпорация «Роскосмос», Кружковое движение НТИ.
    Партнеры программы – высокотехнологичные компании «Лоретт», «СКАНЭКС», «VoltBro», «Спутникс», «Образование будущего», ООО «Лаборатория геоинформационного прогнозирования опасных гидрометеорологических явлений», НИУ ВШЭ, Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева, Санкт-Петербургский политехнический университет, Министерство просвещения, науки и по делам молодежи КБР.

    Продолжить чтение →
  • «Как вы лодку назовете, так она и поплывет»

    «Как вы лодку назовете, так она и поплывет», — говорил всем известный капитан Врунгель.

    Мы поинтересовались у ребят, как они назвали свои команды, и попросили прокомментировать свой креатив.

    Инфинити. Девиз команды «Бесконечность не предел!».

    Magnum opus. В переводе с латинского означает «великая работа».

    Дорн жив. Название — отсылка к случаю, когда на одной из смен в «Орленке» ребята совершили опечатку и нарекли свой дрон «Дорн-облучатель».Девиз команды «Почему? По кочану!». Чтобы не задавали лишних вопросов.

    С толчкаПоначалу работа складывалась плохо — без помощи, без «толчка» дрон не удавалось запустить. На сегодняшний моментпроблема устранена, но название осталось.

    Продолжить чтение →
  • Hi-tech-цех: Здесь идеи приобретают материальный вид

    Мы заглянули в мастерскую, откуда на протяжении всей программы доносятся звуки напильников и станков, чтобы узнать, как продвигается работа над проектами «Космической программы «Сириус-2021».

    Свои комментарии дал Заурбек Кантиев, педагог дополнительного образования «ГБОУ «ДАТ «Солнечный город» по направлению «Проектирование летательных аппаратов», который помогал ребятам наладить рабочий процесс в Hi-Tech-цехе.

    — Заурбек Юрьевич, чем участники программы занимаются в данной мастерской?

    — Идеи и технические решения, которые ребята со своими научными руководителями должны воплощать, здесь приобретают материальный вид. Дети работают с различными ручными инструментами: лазерным резаком, мультиметрами, паяльными станциями, станками с числовым программным управлением. Здесь воплощаются в жизнь проекты спутников, планетоходов и дронов, несущих полезную нагрузку.

    Какие особые методы и технологии используются в работе?

    — Изделия, создаваемые ребятами, имеют специфику высокоточных летательных самоходных установок. Для реализации таких проектов применяются технологии с числовым программным управлением — станки, которые позволяют с точностью до нескольких миллиметров изготавливать различные узлы и детали аппаратов.

    — Участники космической программы такие разные, как быстро они наладили контакт друг с другом и с экспертами?

    — Да, дети на самом деле очень разные, но их всех объединяет общее занятие. На этом уровне они все могут хорошо друг с другом контактировать. Мне, как педагогу, очень легко найти общий язык с этими детьми, потому что они очень образованные, у них большой опыт работы по данному направлению. Мне достаточно начать излагать свою мысль, а они уже понимают, что именно я хочу сказать.

    — Как вы считаете, что ребятам больше всего нравится на космической программе?

    — Ребята очень довольны мастерской. Многие дети жалуются, что у них в школе, условно, один рабочий стол и паяльник. Станки отсутствуют. Но и в таких условиях они добились многого. То, что они попали на эту космическую программу — уже большой успех! Безусловно, им нравится оборудование, на котором они сейчас выполняют работу. Также им нравится коллектив, в котором находятся уже на протяжении двух недель.

    У ребят «все по плану» или всё-таки возникают казусы?

    — В целом проблем нет, но возникла одна ситуация, которая позволила детям искать новые решения. Они создали полезную нагрузку: антенны, принимающие волны со спутников в L-диапазоне. Но их вес превысил установленные параметры дрона, что мешало ему взлететь. Эта проблема подтолкнула к решению задач, изначально поставленных производителями дронов. Дети на программном уровне увеличили мощности регуляторов оборотов на двигателях, что позволило дронам приблизиться к реальному полёту. Если подытожить, «Сириус-2021» — это очень занимательная и интересная программа. Много нового привезли сюда дети, специалисты и эксперты, у которых можно учиться и перенимать ценный опыт. Также на программе выступали гости с полезными лекциями. Каждый для себя открыл что-то новое. И это здорово!

    Продолжить чтение →
  • Экскурсия по «Антаресу»

    Заместитель руководителя Центра  регионального сотрудничества Фонда «Талант и успех» Сергей Платонычев и заведующий лабораторией «Космические системы» отдела проектных лабораторий Образовательного Фонда «Талант и успех» Иван Шеков посетили региональный центр выявления и поддержки одаренных детей в области искусства, спорта, образования и науки «Антарес». Сотрудники центра провели экскурсию по творческим аудиториям и научно-экспериментальным лабораториям, рассказали о высокотехнологичном учебном и лабораторном оборудовании, которое успешно применяется в процессе обучения.

    Затем гости направились в ГБОУ «ДАТ «Солнечный город» на защиту проектов участников космической программы.

    Продолжить чтение →
  • ИнтроСаты над Эльбрусом

    22 марта в Приэльбрусье в стратосферу были запущены четыре спутника IntroSat с экспериментальной полезной нагрузкой на борту. Проект разработали школьники — участники направления «Прикладные космические системы».

    ИнтроСаты поднялись на высоту выше 23 км над поверхностью Земли с высоты 2100 метров над уровнем моря. На каждый спутник школьники прикрепили фотографии своих родных, близких, сокомандников и даже домашних питомцев.

    Поисковая команда отправилась за приземлившимися спутниками в местность под Владикавказом. Их разработчикам предстоит расшифровать, проанализировать результаты и выступить на защите проектов.

    Продолжить чтение →
  • Анзор Езаов: «Им целой планеты мало!»

    В ГБОУ «ДАТ «Солнечный город» состоялся пресс-подход министра просвещения, науки и по делам молодежи Анзора Езаова и руководителя проектного офиса «Дежурный по планете» Антона Рогачева. Отвечая на вопросы, связанные с проведением «Космической программы «Сириус-2021», привлечением подрастающего поколения к науке и перспективами развития научно-технического творчества, министр отметил, что именно за такими целеустремленными и любознательными ребятами будущее человечества.

    Анзор Езаов и Антон Рогачев посетили проектные лаборатории, где пообщавшись с участниками программы, узнали, на какой стадии находятся проекты и с какими трудностями пришлось столкнуться во время работы. Ребята рассказали об экспериментальном запуске ракет, о том, какие показатели следует учитывать при запуске дронов, о методах сбора данных на лесистой местности. Анзор Езаов отметил, что дети мыслят в огромных масштабах: «Им целой планеты мало!».

    Участникам необходимо представить результаты проведенных исследований и подготовиться к выступлениям. При подведении итогов эксперты, находящиеся в составе жюри, будут оценивать индивидуальную работу ребят на протяжении всей программы и командную — на защите проектов.

    Продолжить чтение →
  • Техническое творчество через геймификацию

    Сегодня наш собеседник – эксперт направления «Ракетостроение»  «Космической программы «Сириус-2021», студент Самарского национального исследовательского университета им. Академика С.П. Королёва Антон Полтораднев.

    — Антон, вы один из самых молодых специалистов на этой космической программе. Вам это мешает или помогает в работе?

    — Скорее, помогает. Хотя сам бы я себя специалистом не стал называть. Пока я просто делюсь с ребятами тем, чем плотно занимаюсь последние годы. Преподаю в самарском центре для одаренных детей, подобному вашим «Антаресу» и «Солнечному городу». В Самарском университете руковожу студенческим конструкторским бюро.  Мы уже набили руку со студентами на вещах, которые теперь здесь делаем со школьниками. Разработка образовательных программ, студенческих экспериментальных ракет, школьных атмосферных зондов, участие в международных мероприятиях типа C-space, во всероссийском проекте «Воздушно-инженерная школа» — все это дало нам право и возможность быть частью «Космической программы «Сириус-2021».

    Возможно, плюс возраста в том, что мы сами еще учимся, и можем понять, какие подходы лучше использовать в преподавании. Кроме того, ребята видят в нас наставников, а не педагогов, перед которыми испытываешь мандраж. 

    — Между вами и вашими подопечными разница в 5-6 лет. Вас уже можно отнести к разным поколениям?

    — Думаю, да. Казалось бы, всего несколько лет. Но перемены в космическом образовании значительные! Например, у меня — выходца из провинции — таких серьезных возможностей не было. Про финансы и говорить нечего — это на порядки больше, чем еще пять лет назад. Что важно — информационная повестка сейчас намного шире. И если раньше это были олимпиады больше теоретического характера, то теперь уникальные возможности поучаствовать в реальной проектной деятельности с запусками ракет, спутников.

    Это открывает дорогу молодым ребятам. Например, сейчас в нашем направлении двое ребят, которые прошли через школу «Дежурный по планете». Буквально год назад они были участниками, а теперь уже по другую сторону, в роли помощников экспертов.

    — Наверное, у такой молодой команды и стиль работы молодежный?

    — Разработчики направления — Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королёва, студенческое конструкторское бюро RocketLAV и Центр молодежного инновационного творчества «АКВИЛ». И наши команды работают в новом формате — техническое творчество через геймификацию. Участники получают легенду и примеряют на себя роль космического агентства, выполняющего заказ на создание жизненного цикла изделия ракетно-космической техники.

    Трансформация в игровую форму – это просто обертка. Техническая задача от этого не меняется. Например, мы запускаем ракеты с банкой кваса… Зачем? А если мы представим, что виртуальная аэрокосмическая компания заказывает у вас, чтобы эту банку кваса запустили. Естественно, это просто забавная легенда. Тем не менее, когда мы разбираем все это в подобной игровой форме, абстрактная техническая задача преображается, презентация становится более интересной и понятной.

    А в современном мире очень важно презентовать себя – это уже история из области менеджмента. И презентацию всегда оценивают, с одной стороны, инвесторы, с другой – технические специалисты. И, кстати, мнения их не всегда совпадают.

    Алена Мякинина

    Продолжить чтение →
  • Запуск экспериментальных ракет на Кахунском поле

    Одиннадцатый день «Космической программы Сириус-2021» ознаменован запуском двух экспериментальных ракет на Кахунском поле. 

    Участник направления «Ракетостроение» Егор Коморников считает, что судьба была благосклонна к командам, и все прошло успешно: «Во всяком случае, успели закончить до начала дождя. Наши эксперты установили стартовый стол – площадку, привезенную из Самары. Мы провели тесты выхода аппарата CanSat. С главной задачей (вывести аппарат на нужную высоту из ракеты) справились обе команды, никаких аварий не произошло. Но определить победителя только предстоит. Потому что нам ещё нужно расшифровать и проанализировать записанные данные: показатели давления и температуры на разных высотах, высоты подъема, скорости спуска, ведь аппарат должен снижаться с определенной скоростью, не более 8 метров в секунду. И только тогда станет ясно, кто был лучше, исходя из конкретных числовых значений».

    Не время расслабляться, самая волнительная и ответственная часть космической программы впереди!

    Продолжить чтение →
  • Илья Овчинников: «Мы здесь не гасим фантазию детей»

    Сегодня наш собеседник — руководитель отдела развития инженерно-методической компании «Образование будущего», эксперт направления «Прикладные космические технологии – научные эксперименты» Илья Овчинников.

    — Илья Вячеславович, как должны были проявить себя ребята, чтобы стать участниками вашего направления?

    — Разработчики нашего направления — инженерно-методическая компания “Образование Будущего”  и Сколковский Институт Науки и Технологий – проводили многоступенчатый и  сложный отбор.

    Школьники решали задачи, тесты, слушали наши лекции, работали в программах, участвовали в региональных сменах. Те, кто оказался в итоге на «Космической программе «Сириус-2021» — это, действительно, лучшие.

    Здесь команды разрабатывают проекты космических миссий с научно-исследовательскими задачами, реализуемые на базе сверхмалых спутников современного формата CubeSat. Лучшие разработки будут рассмотрены для реализации в рамках настоящей космической миссии “Рой Малых Космических Аппаратов” и программы поддержки команд школьных космических аппаратов “Space π”.

    — Финалом проектов вашего направления станет запуск спутников в стратосферу. Расскажите об этом.

    — По задумке, с помощью гелиевого огромного шара спутники поднимаются на высоту до 30 км. Шар лопается и под куполом парашюта кубсатыопускаются на землю. В момент, когда спутники поднимаются в стратосферу, и должны работатьэксперименты. Это испытание в агрессивной среде, где на спутник и на его начинку действуют низкая температура до -50 градусов, нагрев солнца, колебания, разряженная атмосфера, пониженное давление. Кому-то будет важна невесомость, кому-то вакуум…

    Внутри направления четыре команды, и у каждой – своя история. 

    Одни продумывают, как будет проходить процесс брожения с возможностью получения спирта. У них есть гипотеза, что в космосе из дрожжей можно будет получать спирт ииспользовать в качестве топлива. Ребята ставят датчики газа, разрабатывают реактор, где это всепроисходит, и т.д.

    Другая команда с помощью камер, фильтров будет проводить съемку серебристых облаков и озонового слоя, с помощью разного спектра определять его состав, сохранять эти файлы, обрабатывать и анализировать результаты уже на земле.

    Третьи экспериментируют с маленькими двигателями на сжатом холодном газе фреоне. Ребята отрабатывают, как происходит вращение, ориентация и пр.

    И еще одна команда, которая поставила перед собой, пожалуй, самую смелую из всех смелых задач внутри нашего направления. Ребята сварили стальную коробку, в которой будет находиться теплоизоляционный материал, в нем — жаропрочные колбы, в них — пластинка с медью. Нагревая вольфрамовую нить с помощью питания, добавляя газ, ребята планируют на медной пластинке получить графен. А смелость, кроме всего прочего, в том, что внутри спутника планируется поднимать температуру до 1000градусов. Риск очень велик. Спутник просто может выйти из строя, детали начинки расплавиться. Но и результаты при благополучном исходе могут оказаться важными на молекулярном уровне.

    — Зная о возможном неблагополучном исходе, вы тем не менее не препятствуете ребятам?

    — Мы здесь не гасим фантазию детей. Да, конечно, мы проверяем их проекты на адекватность на этапах подготовки. Только и всего. Космическая программа важна еще и тем, что на ней ребята столкнулись с реальной жизнью. Например, наши подопечные, кроме самой идеи, описания проекта, готовили смету, описывали оборудование. Это,пожалуй, самый правильный и логичный процесс проектирования и разработки чего бы то ни было. Мало придумать. Надо столкнуться с некоторыми проблемами, как то – не все вовремя может приехать, с вопросами подрядов и субподрядов и т.д. Со всякими жизненными трудностями, которые реально могут возникнуть на заводе, предприятии. Здесь ребята учатся решать не только научные и технические задачи, но и чисто житейские. А это порой не менее важно в нашем деле. 

    — Вы не первый год работаете с талантливыми детьми. Приходилось ли вам наблюдать, что ученики превосходили своих учителей?

    — Может, и не превосходили, но точно удивляли. Эксперт или член жюри должен быть готов к тому, что ребята прокопали выбранную тему гораздо глубже.  И так часто бывает. И вот тогда это и хорошо! Не скрою, что и я оказывался в подобных ситуациях.

    Например, несколько дней назад, наши дети прорабатывали вопрос съема высокотемпературных датчиков и общались по этому поводу с вашими местными специалистами Алием Шокаровым и Идаром Хацуковым. Я стоял, слушал, вникал в  ходих мыслей – и будто получал второе высшее.

    Но, конечно, перехвалить тоже нельзя. Бывают дни, что ребята такое начинают делать… Иногдасамоуверенность и смелость их подводят, а иногда,наоборот, приводят к нетривиальным решениям. Поэтому с детьми всегда интересно работать.

    Алена Мякинина

    Продолжить чтение →
  • Голубые озёра поразили красотой участников космической программы

    Сегодня участники космической программы отвлеклись от спутников, телескопов, паяльников и дружно отправились на Голубые озёра!
    Это удивительное место окутано множеством легенд, а его природа таит в себе загадки, ключи к которым ученые пытаются подобрать уже много лет. Голубые озёра никогда не покрываются льдом. Местные жители верят, что водоём не имеет дна и сообщается с Черным морем.
    Дети насладились красотой природы, встретили диких лебедей, окунулись в атмосферу местного колорита и даже успели попробовать себя в искусстве национального танца.

    У ребят сложилось единогласное мнение, что вода в озере сказочно красивая, и это потрясающее место не хочется покидать.

    Но пора возвращаться к работе: впереди выход на финишную прямую и защита проектов.

    Продолжить чтение →
  • Денис Голиков: «Творчество выходит здесь на первый план»

    Сегодня наш собеседник – эксперт направления «Terra Notum – Современное спутникостроение», методист ООО «Спутникс» Денис Голиков.

    — Денис Владимирович, сейчас где-то в космосе летают два спутника, сделанные школьниками на летней смене в ОЦ «Сириус» вСочи. Расскажите, пожалуйста, об этомподробнее.

    — Если быть точным, то эти спутники уже сошли с орбиты, проработав в космосе два с половиной года. Это были два спутника «Сириус-Сат-1» и «Сириус-Сат-2». Школьники сами собрали их, спаяли, запрограммировали, откалибровали датчики, протестировали на стенде полунатурного моделирования. Затем космический корабль «Прогресс» доставил спутники на Международную космическую станцию, и во время выхода в открытый космос 15 августа 2018 года космонавт Олег Германович Артемьев запустил ихв космос.

    Эти аппараты предназначены для исследования космической погоды: солнечных вспышек, геомагнитных бурь и прочих явлений, связанных с воздействием солнечной активности на Землю.Кубсаты подсчитывают космические частицы высоких энергий, а информацию передают в НИИ ядерной физики МГУ, который размещает ее на сайте swxdev.sinp.msu.ru. Любопытно, что во всем мире такие спутники делают, в основном,студенты. А вот в России — школьники. Это говорит и о высоком интересе наших детей к космосу, и о новых возможностях дополнительного школьного образования.

    — И все же только знаний и умений недостаточно. Спутники, пусть даже малыши-кубсаты дорогое удовольствие, не говоря уже об их запуске в космос.

    — Конечно, для одного человека это дорого, но для учебного заведения, тем более специализированного, с хорошим финансирование – вполне доступно. Кубсаты стоят 2-5 миллионов рублей. А современные специализированные школы и образовательные центры выделяют по сто миллионов на робототехнику и спецоборудование.Так что они вполне могут себе это позволить. При этом не обязательно начинать знакомство школьников с настоящих кубсатов, стартовать можно со школьного конструктора спутника ОрбиКрафт-3D, стоимостью менее 300 тыс. руб.

    Кроме того, «Роскосмос» ежегодно дает возможность школьникам и студентам сделать 12 бесплатных запусков на орбиту, в 2018 году мы как раз и воспользовались этой возможностью.

    И потом, большое количество вузов и компаний, связанных с космическими технологиями, реализуют сейчас образовательные миссии. Так, наше направление разработали и курируют Национальный исследовательский университет “Высшая школа экономики” и компания “Спутникс”.

    — Какую задачу вы ставите перед школьниками в этом году на «Космической программе «Сириус-21»?

    — Ребята должны создать аппарат, способныйориентироваться в пространстве, определяянаправление солнечных лучей и вектора магнитного поля, а также менять положение аппарата в пространстве с помощью маховика. Чтобы все это осуществить, участники нашего направления должны обладать знаниями в самых разных областях — программировании, конструировании, 3d-моделировании, уметьпроводить физические расчеты. Помимо базового функционала аппарата, будет реализована система энергопитания с автоматизированным наведением «солнечных батарей» на имитатор Солнцабуквально из подручных средств.

    — Есть ли в ваших заданиях местотворчеству?

    — А как же! Творчество выходит здесь на первый план. Мы просто сказали детям: «Сделайте солнечные батареи, которые будут наводиться на Солнце». А как это сделать — это они должныпридумать сами. Школьники делают креплениясервоприводов и датчиков, паяют систему питанияи управления. Впоследствии удачные конструкции можно будет применить в космосе уже на реальных спутниках.

    Ведь способов решения одной и той же задачи много, и каждая команда внутри нашего направления выбрала свой.

    Продолжить чтение →
  • Владимир Гершензон: «В этом году мы не постеснялись выйти с очень сложной задачей»

    Сегодня мы беседуем с Владимиром Гершензоном, генеральным директором ООО «Лоретт», экспертом направления «Делаем станцию приема данных в L-диапазоне с метеорологических спутников своими руками».

    — Владимир Евгеньевич, 30 лет ваша компания в авангарде науки в области приема данных с метеоспутников и спутников дистанционного зондирования Земли. Вот и теперь, на «Космической программе «Сириус-2021»вы продвигаете передовые идеи и говорите о смене парадигмы космической съемки.

    — Так и есть. С огромной скоростью увеличивается количество спутников, появляются их новые модификации, очень быстрый прогресс камер, линий сброса данных и т.д. И, конечно, возникает задача адекватного приема этого гигантского информационного потока.

    Традиционный способ получения информации – большие радиотелескопы, следящие за спутником и считывающие с него информацию. Но такая антенна может следить только за одним аппаратом. Кроме того, это капиталоемкие, крупные, сложные в обслуживании устройства. Именно поэтому возник вопрос, как делать распределенные центры.

    Подобные станции приема позволяют ускорить, упростить и удешевить прием данных со спутников в режиме реального времени. В этом направленииработают и наши подопечные. Так, в прошлом годуна «Космической программе «Сириус-20» команда «Цойжив» стала победителем с уникальной системой, работающей принципиально иначе. Былаизменена схема, сделаны шаговые двигатели. В итоге движутся только облучатели, а тарелка остается неподвижной. 

    В этом году команды направления решают задачу — прием снимка со спутника L-диапазона с помощью перемещения дрона над горизонтальным зеркалом приемной станции. Для этого участникам предстоит самостоятельно изготовить облучатель антенны; поработать над конструктивом дрона и разместить на нем облучатель и микрокомпьютер;научить дрон стабильно летать по оптическим маркерам с учетом нужной траектории и высоты;принять сигнал спутника и дешифровать его.

    Идея пришла школьникам в голову на одной из смен Сириуса. Конечно, это потребовало от нас, взрослых, специальной подготовки – закупки дронов, которые дети могли бы собрать, проверки некоторых гипотез. Да, в этом году мы не постеснялись выйти с очень сложной задачей. Но и ребята в этом году очень сильные. 

    — Ваша специализация – работа с космическими снимками и геопространственными данными. Это самое «утилитарное» направление на программе?

    — Как посмотреть. Действительно, на космических программах мы стараемся доводить все до практического использования, чтобы это не было просто модельным экспериментом, некой абстракцией.

    Так, прошлогодняя модифицированная станцияприема запатентована совместно с ребятами, и они уже получают отчисления  от продаж. Так что космическая программа — это не игрушечная история. Наши ученики по сути становятся нашими соавторами.

    Кроме чисто утилитарных задач, всем понятных – связь, GPS, метеорология, карты и прочее, есть и чисто благородные, человеческие. Как это было на одном из проектов «Дежурного по планете», связанным с мониторингом и охраной бельков в Белом море. Детеныши тюленей могут гибнуть в большом количестве, так как в своих шубках еще не могут толком плавать и выбираться на поломанные, раскрошенные ледоколами льдины. Ребята создали оперативный штаб, который передавал информацию о местах размножения гренландских тюленей ледоколам. Штурманыежедневно получали сводку от «Дежурного по планете» и прокладывали курс так, чтобы не навредить тюленям.

    Вот тот самый пример, когда космические технологии служат благородным человеческим целям.

    — На лекции для участников программы вы призвали мировое сообщество задуматься о том, как поступать с гигантскими информационными потоками. И предложили не увеличивать облачные хранилища, а хранить данные малое время, необходимое для принятия решений. Это же революционная идея!

    — Именно революционная. Публично эту мысль я озвучил не так давно на конференции в Москве.Ролик с этого выступления вызывал интерес в научных кругах, получил уйму просмотров на ютубе, большое количество репостов. Игроки плана Amazon и Microsoft поддерживают идею увеличивать облачные хранилища, давать к ним доступ, лучшие практики шерить и т.д. Чтобы в том числе развивалась вся индустрия хранения, потребления. Но мы призываем подумать о смене парадигмы вообще. В этом смысле я провожу аналогию с человеческим мозгом, который не хранит такие гигантские объемы информации, а использует только необходимое, например, для принятия мгновенных решений, как то – отпрыгнуть от мчащейся машины. Поэтому наше предложение простое – то, что не принято и не использовано сейчас, пропускать. И только какие-то срезы записывать и хранить, когда это нужно для многих. Ведь сейчас из сотен петабайтов, ложащихся в архивы, используются лишь проценты.

    К этой мысли надо привыкнуть, ведь так тяжело доставались съемки из космоса, что хочется все сберечь, сохранить, записать. Но так не получится. Мы много в своей жизни такого сорта прогнозов делали, и практически все они сбывались. 

    — Владимир Евгеньевич, расшифруйте для нас свой неологизм «техногеном».

    — Это имеет непосредственное отношение к «Космической программе «Сириус-21», равно, как и к другим образовательным проектам. Мы заражены идеей наращивания техногенома во взаимодействии с детьми, потому что у них незашоренное, безбарьерное мышление. И в разговоре с ними специалисты могут понять и продвинуть совместные решения и вопросы.

    Общение с детьми, их раскачка на идеи, наша фильтрация этих идей, последующее воплощение – это и есть наращивание техногенома. Это цепочка растущих историй от школы, черезобразовательные проекты к вузам и отраслевым компаниям.

    На подобных программах мы встречаемся с новым типом исследователей, за которыми будущее космических технологий. Это уже совсем другие дети  — честолюбивые, артистичные, талантливые. Некоторые из них уже сейчас представляют собой редкую комбинацию менеджера и ученого. И таких ребят нам надо отслеживать, растить, пиарить и всячески поощрять.

    Алена Мякинина

    Продолжить чтение →
  • На космической программе состоялся блиц-турнир по быстрым шахматам

    Сегодня состоялся блиц-турнир по быстрым шахматам среди участников «Космической программы «Сириус-2021». Для проведения шахматных соревнований была выбрана швейцарская система.

    Ребята продемонстрировали свою рассудительность, смекалку и внимательность. Именно этими качествами должны обладать те, кто хочет достигнуть вершины мастерства в этой интеллектуальной игре.

    В соревновании приняли участие ребята из Москвы, Королева, Калининграда, Новосибирска, Астрахани, Ростова-на-Дону, Славянска-на-Кубани и Уфы.

    Результаты блиц-турнира по быстрым шахматам в рамках «Космической программы «Сириус-2021»:

    Среди девочек:

    1 место — Примова Полина (направление «Роверы», Королёв);

    2 место — Семёнова Нелли (направление «Цифровой лесничий», Москва).

    Среди мальчиков:

    1 место — Зайцев Тимофей (направление «Роверы», Ростов-на-Дону);

    2 место — Ган Евгений (направление «Прикладные космические системы-Научные эксперименты», Калининград);

    3 место — Асадуллин Оскар (направление «Цифровой лесничий», Уфа).

    Всем участникам турнира вручили сладкие презенты и памятные сувениры, а победителей наградили дипломами.

    Продолжить чтение →
  • Контрольные испытания

    Сегодня участники космической программы провели контрольное взвешивание спутников, которым предстоит отправиться в стратосферу.

    Запуск ожидается 22 марта в Приэльбрусье.

    Чтобы спутники смогли подняться на шаре, суммарный вес всех четырёх аппаратов должен укладываться в регламент.

    Также спутники подверглись испытаниям на прочность. 

    Продолжить чтение →
  • «Планета есть колыбель разума, но нельзя вечно жить в колыбели»

    Заместитель начальника отдела проектирования разгонных блоков, космических головных частей и адаптации полезных нагрузок Ракетно-космической корпорации «Энергия» им. С.П. Королева Илья Кузьмин провел лекцию для участников «Космической программы «Сириус-2021» на тему «Ракетостроение: История, миссии и перспективы развития».

    Лектор процитировал Константина Циолковского: «Планета есть колыбель разума, но нельзя вечно жить в колыбели». И далее продемонстрировал, как российские космические технологии развивались от своего младенчества до сегодняшнего дня.

    Ребята узнали об интересных фактах из истории создания отечественной ракетной техники; о видах ракет дальнего действия и принципах их построения; о том, как сравнивают тяжелые и сверхтяжелые модификации ракет-носителей.

    Особое внимание было уделено принципам разработки и адаптации ракетной техники, а также перспективным проектам российской космонавтики.

    После теоретической части общение продолжилось в формате беседы. Ребята воспользовались возможностью и задали вопросы эксперту.

    Продолжить чтение →
  • Инсайт

    Девчонки не устояли перед лакумчиками, а мальчишки приняли первый сигнал в Приэльбрусье

    Участники «Космической программы «Сириус-2021» побывали на экскурсии у подножия Эльбруса: любовались красотой кавказских гор, угощались национальными блюдами, слушали старинные легенды, играли в снежки. Ребята поделились своими впечатлениями:

    Тарасова Елизавета, направление «Делаем станцию приема данных в L-диапазоне с метеорологических спутников своими руками»:

    — В Приэльбрусье просто волшебно! Дома буду рассказывать про горы, какие они красивые. Удивляет культура Кавказа, которая зародилась так давно и имеет богатую историю. Мы очень хотели попасть на сам Эльбрус, но, к сожалению, сделать этого не удалось. Угощения, кстати, были очень вкусные! Лакумы просто класс!

    Мухатдинов Ярослав, направление «Делаем станцию приема данных в L-диапазоне с метеорологических спутников своими руками»:

    — Я выспался, меня вкусно накормили. Я счастлив. Надо запомнить, как называется то блюдо, которое мы сегодня попробовали … Лакумы! Было очень вкусно! 

    Что касается нашего проекта… Понял, что дрон– очень непредсказуемая вещь! Во время его взлета в автономном режиме никогда нельзя предугадать его траекторию. Он может врезаться прямо в тебя! И тогда – прячься кто может! У нас пилота нет, управление перехватить не можем, чтобы он не разбился. Но пока не ломали…

    Арина Жук, направление «Космическая автоматическая идентификация объектов и искусственный интеллект»:

    — Когда мы ехали, я не могла оторваться от окна, настолько все завораживает! Горные массивы с одной стороны зеленые, с другой — заснеженные. Мы с девчонками не устояли перед вашими лакумчиками, насладились ими сполна. Я уже написала маме сообщение, что летом мы поедем в горы! Я из Санкт-Петербурга, у нас красиво, но иногда город подавляет своим серым и пасмурным настроением. А Кавказ я бы описала одним словом – прекрасный!

    Поляков Евгений и Демьяненко Вячеслав из команды направления «Делаем станцию приема данных в L-диапазоне с метеорологических спутников своими руками» (всю дорогу что-то мастерили и настраивали. Им явно было не до красот за окном…)

    — У нас в руках антенна, которая ловит ультракороткие волны. Мы принимали их прямо здесь, пока были в пути. Получили, что хотели: первый раз приняли сигнал в Приэльбрусье, тем более в автобусе! Это было тяжело, но у нас получилось.

    Мы попросили ребят описать Кавказ одним словом. Самые часто повторяющиеся варианты: «Кавказ – это горы» и «Кавказ – это красота».

    Продолжить чтение →
  • Инсайт

    О дронах, спутниках и шаурме…


    Никульшина Юлия, направление «Делаем станцию приема данных в L-диапазоне с метеорологических спутников своими руками»:

    • На космической программе я впервые. Наша задача — передать снимок со спутника с помощью дрона, а сам снимок преобразовать в картинку. Космос связан с инновациями, прогрессом, задействуются все области науки — и это очень интересно!
      Уже успела подружиться со многими ребятами. Мне здесь все нравится. На любой «зов о помощи» оперативно откликаются, моментально реагируют на все пожелания — спасибо организаторам и администрации за это. Я буду активно агитировать людей участвовать в космических программах. Чем больше толковых людей, тем больше открытий! Родители поддерживают меня в любых начинаниях, и я хочу связать свою жизнь с инженерными технологиями. В целом, просто мечтаю быть успешным и счастливым человеком.
      Мы все приехали из дальних городов и привезли сюда мороз. Когда только прилетели, было тепло, а сейчас лежит снежок. Надо будет вернуться на Кавказ летом, чтобы насладиться красотой природы.
      Урядова Наталия, направление «Делаем станцию приема данных в L-диапазоне с метеорологических спутников своими руками»:
    • Как-то раз друг позвал меня делать антенны. С тех пор и начала интересоваться космосом, который привлекает своей неизведанностью и необъятностью. Думаю, где-то там, далеко, есть жизнь, мы не одни. Вселенная же огромная!
      Если я когда-нибудь встречу инопланетянина, спрошу, есть ли у них на планете шаурма. Ученые будут задавать тривиальные вопросы, к примеру, «Какой у вас состав атмосферы?», «Как вы построили свою ракету?». Он такой: «Да, да…». А я спрошу: «Что по шаурме?». А ему весело станет, такой вопрос точно запомнится!
      Работа нашей команды заключается в создании дрона, который должен распознавать маркеры и перемещаться по ним.
      Мне здесь очень нравится. У нас не было шторки в ванной, мы сообщили об этом организаторам, и они очень быстро отреагировали. Эх, а я уже собиралась мастерить шторку самостоятельно из подручных материалов, мы же здесь все находчивые!
      Мне тут рассказали про одно прикольное блюдо… Хычин. Очень хочется попробовать! Не терпится скорее выехать на экскурсию, где мы сможем полюбоваться красотой местной природы. Но больше всего мне тут нравятся люди, они все такие классные!
    Продолжить чтение →
  • Министр природных ресурсов и экологии КБР встретился с «Цифровыми лесничими»

    Министр природных ресурсов и экологии КБР Ильяс Шаваев встретился с участниками «Космической программы «Сириус-2021» направления «Цифровой лесничий».

    С 11 по 14 марта группа школьников под руководством экспертов проводила практические занятия  в полевых условиях в районе Кизиловки г. Нальчик.

    Ребята продемонстрировали работу с инструментом для таксации леса: вилками для измерения диаметра деревьев, высотомерами, возрастными буравами. Также было показано новейшее высокотехнологичное оборудование: геодезические роверы для получения точных координат деревьев и дрон с лидаром для проведения воздушной лазерной съемки лесных насаждений.

    Участникам программы предстоит разобраться в беспилотных летательных аппаратах, особенностях лесного дела и данных космической съемки, а также отработать навыки геоинформационного картографирования, экологического проектирования и управления беспилотниками.

    Организаторами «Космической программы «Сириус-2021» — финала проекта «Дежурный по планете» — выступают Фонд содействия инновациям, Фонд «Талант и успех», Сколковский институт науки и технологий, Госкорпорация «Роскосмос», Кружковое движение НТИ. Партнеры программы — высокотехнологичные компании «Лоретт», «СКАНЭКС», «VoltBro», «Спутникс», «Образование будущего», ООО «Лаборатория геоинформационного прогнозирования опасных гидрометеорологических явлений», НИУ ВШЭ, Самарского национального исследовательского университета имени академика С.П.Королева, Санкт-Петербургский политехнический университет, ООО «Центр космических технологий и услуг», г. Пермь.

    Продолжить чтение →